Топ-10 университетов Канады для иностранных студентов
Подробнее
Содержание
Меня зовут Екатерина, PhD student в университете McGill из Монреаля (в конце сентября 2020 меня зачислили в аспирантуру по нейронаукам в McGill University). Тут самая большая программа neuroscience в Канаде, больше 200 научных руководителей, у многих своя лаборатория. По специальности я нейропсихолог, закончила факультет психологии МГУ. Уже в начале обучения было понятно, что с нейронаучной специальностью в России ловить нечего, исследования двигаются медленно, а зарплаты нейропсихологов совершенно не соответствуют трудозатратам и эмоциональному выгоранию, но исследования бросать не хотелось.
Узнав о возможности стажировок в МГУ, я подалась на две стажировки - в Японию и Ирландию, и попала, в итоге, на обе на 5 курсе, с задачей, помимо получения новых впечатлений, найти будущее место для аспирантуры. Я хотела уехать как можно дальше от России, чтобы была возможность посмотреть мир из другой точки. Программы в США мне показались слишком дорогими в топовых вузах, поэтому я выбрала второй вариант после США - Канаду.
Канада казалась мне более доступной с более дешёвым обучением, и с большей возможностью получения стипендий. Сразу после 5 курса (за год до окончания МГУ) я начала искать программы, ибо процесс это очень долгий, подалась на осенний семестр 2019 в разные университеты Канады и никуда не попала.
Я получила обычную туристическую визу (или Temporary Resident Visa), которая даёт право пребывания в стране не дольше 6 месяцев за раз и многократный въезд, срок действия - 10 лет, без разрешения на работу, с разрешением на кратковременную учебу (не дольше 6 месяцев)
Я начинала процесс подготовки к поступлению не зная ничего о порядках в graduate schools за границей, и у меня не было знакомых, которые могли бы поделиться опытом в этой сфере, поэтому мне кажется важным рассказать по максимуму.
Нужно иметь в виду, что я буду описывать процесс поступления на программы graduate neuroscience (магистратура/аспирантура), для других предметов информация может отличаться.
Начала я процесс поступления рано. Летом после 5-го курса (т.е. за год) начала собирать информацию про поступление, из чего в итоге сделала следующие выводы:
И самое главное (и сложное): нужно найти себе научного руководителя (супервизора) самой. В это упирались все мои проблемы с поступлением и неудача с первого раза. Все остальное университеты устраивало: моя GPA (средний балл) 4.5/5, наличие исследовательского опыта, участие в конференциях, стажировки.
Дело в том, что нужно выбрать себе кандидатов в супервизоры и писать им, пытаясь заинтересовать в своей персоне. Понятно, что супервизоры получают по сотне писем в неделю и чаще всего не отвечают.
Я выбрала несколько университетов, хотелось, конечно, попасть в один из топ-3 Канады: University of Toronto (Торонто), McGill University (Монреаль), University of British Columbia (Ванкувер). Подавшись в них все на осень 2020 и получив отказы, я узнала, что у McGill есть также зимний набор, чтоб было бы моим следующим шансом, и решила ориентироваться на этот вуз.
Пока я была в России, у меня не было никакого успеха в ответах от супервизоров, я либо получала вежливый отказ, либо вообще ничего. Цепляет краткость, наличие хорошего опыта и идей относительно проектов конкретного научного руководителя. А вообще берите количеством. Думаю мне из 70 претендентов ответили где-то 25, 10 из них назначили интервью, и двое были готовы взять.
Писать нужно четко, последовательно, без воды, постараться уместить все в один абзац. Ваши профессиональные скиллы по списку и краткий опыт работы, следущий пунктом - почему вам интересна именно эта лаборатория (надо дать понять что вы знаете про исследования и тд).
А сколько раз писать это когда как, я одному профессору писала три раза за год, на третий он ответил. А если уже отказали, то думаю смысла нет, они обычно говорят если места будут позже. То есть, могут сказать "сейчас у меня полная лаборатори", но вы меня интересуете, с осени следующего года у меня будет свободное место, напишите ближе к делу".
В итоге я запланировала поехать в Монреаль перед госами и защитой диплома, в апреле прошлого года, чтобы разведать обстановку.
Вариант, конечно, не самый дешевый, но за две недели принёс мне результаты: супервизоры, видя,что я предлагаю встретиться и что я приехала в Монреаль, отвечали более охотно. Также я показалась в учебной части и узнала, что им нравится моя анкета и что мне надо только найти супервизора.
К слову, пока я лично там не показалось, оказывается они даже мой файл в общую базу не кинули для рассмотрения - просто не заметили мой аппликейшн. Поэтому даже если не приезжать, надо писать в учебную часть, чтобы они о вашем существовании знали.
Так я получила свои первые три интервью. Они не были успешными, но на них мне посоветовали других преподавателей и кому написать, кто был бы заинтересован в теме и был бы готов предоставить финансирование.
Я подавалась больше на clinical neuroscience, а тут у меня есть опыт работы нейропсихологом и проведения исследований в этой среде. Но многие лаборатории требуют, например, хорошего навыка программирования, чего после психфака у меня само собой не было (а здесь уже пришлось).
Здесь я сделаю ремарку по поводу финансирования и почему стоит поступать в топ-3 универов. В менее известных университетах нет опции финансирования от факультета или супервизора, либо она очень лимитированная.
В UofT, McGill и UBC супервизор обязуется платить тебе стипендию, когда берет тебя к себе в лабораторию. То есть супервизоры очень осторожно выбирают, кому платить из своих грантов в ближайшие 3-4 года. В среднем, эта стипендия составляет 20000 CAD в год.
Обычно у аспирантов есть возможность подрабатывать TA (teaching assistant) на факультете, и в целом, по разрешению на учебу можно работать до 20 часов в неделю без дополнительного разрешения на работу. PhD здесь часто рассматривается как работа на грант: тебе дают кусок работы и ты им занимаешься, он и является основной темой твоего диссера.
Автор Екатерина https://twitter.com/_lunkova.
Материал подготовил: Шолохов Иван Андреевич
Шолохов Иван Андреевич, 1975 года рождения, г. Москва, окончил факультет иностранных языков МПГУ, там же защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом»...